г. Екатеринбург, Хохрякова 104, оф. 901
+7 (343) 288-36-25
+7-958-756-93-30
Протечка с крыши в квартиру верхнего этажа многоквартирного дома – распространенное явление. Особенно в отопительный сезон, когда коммуникации работают в усиленном режиме и под высоким давлением. В межсезонье происходят частые и крупные осадки, что при плохом состоянии кровельного покрытия приводит к затоплению чердака. Вода по перегородкам стекает в квартиру. Нормативная база в достаточной степени проработана. Механизм привлечения к ответственности тоже.
Основными причинами протечки можно назвать:
Этот вопрос ключевой для получения компенсации и восстановления начального состояния стен и потолков. Чердак и крыша включены в общедомовое владение на основании пункта 2 Постановления Правительства №491 от 2006 года.
Кроме крыши в состав такого имущества включены:
Ответственность за оптимальное рабочее состояние этих помещений лежит на управляющей компании многоквартирного дома. Она обязана следить за состоянием вверенного имущества, обеспечивать своевременный ремонт. Поэтому все претензии при появлении квартирных протечек стоит направлять в адрес управляющей компании.
Первоначально стоит зафиксировать сам факт протечки. Документ, который для этого требуется – акт о протечке. Его должны составлять официальные представители управляющей компании в присутствии собственника дома. Подняться на крышу и установить причину проблемы. Ее также фиксируют в акте. После составления и подписания документа, один экземпляр остается у пострадавшего собственника, другой у сотрудников управляющей компании.
Звонок в управляющую компанию стоит фиксировать на диктофон и разговаривать с сотрудником УК в присутствии свидетелей. Часто гражданин может услышать в свой адрес нелицеприятные выражения, глупые советы почаще менять тазик и лучше махать тряпкой.
Если вызов был проигнорирован, то надо самостоятельно произвести фото и видео фиксацию повреждений. Рекомендуется при проведении фиксации включить режим отображения даты и времени.
Пригласить двух соседей в качестве свидетелей. Акт о протечке будет составлен в свободной форме. Главное – это отразить данные свидетелей в полном объеме:
В отношении управляющей компании нужно подготовить претензию, которая направляется на имя руководителя организации. Параллельно (желательно указать о данном факте в претензии) направить жалобу на управляющую компанию в Прокуратуру по местности нахождения многоквартирного дома и Жилищную инспекцию, которая курирует деятельность управляющих компаний.
Следующее действие – оценка имущественного ущерба. Она выполняется независимыми экспертами. Специалист приходит на объект, производит фото и видео фиксацию повреждений. Снимает копии регистрационных документов собственника (свидетельство о праве собственности, некоторые запрашивают формы 7 и 9, технический и кадастровый паспорта на объект недвижимости). Со специалистом обязательно заключение договора на оказание услуг по оценке ущерба. В дальнейшем, эти затраты можно включить в итоговую сумму требований к управляющей компании, если дело дойдет до суда.
Имея на руках акт о факте протечки и экспертизу оценки, можно составлять досудебное претензионное письмо, в котором указать на наличие нарушений, требовать незамедлительного устранения повреждений, поломок за счет управляющей компании. Указать надо на безответственное отношение специалистов и сотрудников УК к вверенным им обязанностям. Предоставить конкретный срок на проведение ремонтных работ и обязательность письменного ответа на претензию. Обычно срок составляет 10 дней с момента получения.
Подача претензии выполняется лично, через представителя, по почте России. В первом случае распечатываются два экземпляра заявления, на одном из которых ставится отметка о получении сотрудником управляющей компании. Этот экземпляр остается у заявителя. В случае направления почтой надо направить заявление ценным письмом с описью вложения. Отслеживать получение можно введя трек-номер, указанный на почтовой квитанции на сайте почты России.
По истечении отведенного в претензии времени можно обращаться в судебные инстанции за защитой своих прав и законных интересов. На основании подготовленной претензии подготавливается исковое заявление. Подается в районный суд, если стоимость ущерба превышает 50 тысяч рублей (подавляющее большинство случаев) или в мировой суд (судебный участок по территории), если сумма требования меньше приведенного значения.
К исковому заявлению нужно приложить:
Обязательно нужно оплатить государственную пошлину. Пути подачи соответствуют тем, которые характерны для подачи претензии:
Если подача выполняется представителем, он должен обладать соответствующим правом на основании доверенности, оформленной нотариально. В просительной части искового заявления требуется указать о необходимости устранения протечки в кратчайшие сроки силами ответчика. Сделать ссылку на нормы жилищного законодательства. в частности на пункт 1 статьи 161 Жилищного кодекса, в которой четко сказано, что компания, которая осуществляет управление многоквартирным домом должна обеспечивать безопасное и благоприятное состояние общедомового имущества с учетом обеспечения безопасности и комфорта проживающих граждан. В случае появления протечки комфорт и безопасность невозможны. Следовательно, нарушены права проживающих в квартире лиц.
Истцом в процессе выступает собственник или наниматель жилого помещения.
Процесс устранения нарушений и взысканию материального ущерба не сильно отличаются друг от друга и часто эти требования объединены в одном исковом заявлении. Требования и пути подачи одинаковы.
В рамках такого спора может быть назначена дополнительная судебная экспертиза понесенного ущерба. По ее итогу суд вынесет решение об удовлетворении, частичном удовлетворении или отказе в исковых требованиях.
Поделиться
Записаться на консультацию