Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
Нередки случаи, когда страховые компании отказываются выплачивать страховое возмещение по полису обязательного гражданского страхования из-за неправильно оформленных документов или по другим несущественным причинам. В таких случаях ранее приходилось обращаться в суд и решать вопрос уже там. Понятно, что все судебные разбирательства длятся долго и несут за собой дополнительные траты на юриста, который представляет интересы истца в суде.
- Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
- Кто такой финансовый омбудсмен?
- Полномочия финансового омбудсмена
- С какими организациями можно решать споры через финансового уполномоченного?
- Порядок действий через омбудсмена при спорной ситуации
- Бесплатная консультация
- Что делать, если решение омбудсмена Вас не устроило?
С 1 июня 2019 года у всех граждан появилась дополнительная возможность досудебного урегулирования спорных вопросов через финансового уполномоченного или, как еще принято называть, финансового омбудсмена.
Кто такой финансовый омбудсмен?
Финансовый омбудсмен, или финансовый уполномоченный, занимается решением денежных споров между гражданами и финансовыми организациями до суда.
По действующему законодательству финансовые организации обязаны исполнять решения финансового омбудсмена, как и решения суда.
Для клиентов финансовых организаций услуги омбудсмена бесплатны. Но вместо самого клиента той же страховой компании к омбудсмену может обратиться другой гражданин, если клиент уступит ему свое право требования к финансовой организации.
В этом случае посредник должен будет заплатить за рассмотрение дела 15 000 рублей.
Финансовый омбудсмен, в отличии от суда, принимает решение быстро — как правило, за 15 рабочих дней (3 недели). Обращения от посредников рассматриваются в два раза дольше — в течение 30 рабочих дней (6 недель). Стоит учесть, что для обращения к омбудсмену не нужно быть юридически грамотным, что опять таки делает этот способ более выгодным для граждан, которые могут сэкономить на услугах юриста.
Полномочия финансового омбудсмена
Финансовые уполномоченный решает следующие вопросы:
1. Споры по договорам частных лиц
Финансовые уполномоченные работают только с гражданами. Спорные ситуации при участии индивидуального предпринимателя или юридического лица рассматриваются только в судебном порядке.
2. Предмет спора - деньги или имущество
Омбудсмен рассматривает спорные ситуации, которые касаются страховых выплат, компенсаций или прямых убытков. Компенсацию морального вреда или упущенной выгоды через омбудсмена получить не получится и нужно, в таком случае, идти уже в гражданский суд.
3. Сумма выплат не более 500 000 рублей
Если вы хотите, чтобы вам финансовая организация выплатила больше, то нужно идти в суд. Внимание! Это ограничение не касается имущественных споров по ОСАГО. Такие споры омбудсмен рассматривает независимо от суммы.
4. Давность спора - не более 3 лет
Проблемы с финансовой организацией возникли в течение трех предыдущих лет с момента подачи заявления финансовому уполномоченному. Более давние споры рассматривают только в особенных случаях — например, если время гражданин был болен и не мог раньше обратиться из-за болезни.
5. Ранее не было обращения в суд
Представим, что Вы ранее в спорной ситуации уже обращались за компенсацией к финансовой организации через суд и суд вынес решение, то финансовый омбудсмен пересматривать это решение не возьмется.
Получить консультацию юриста
С какими организациями можно решать споры через финансового уполномоченного?
Исполнять решения финансового омбудсмена обязаны:
- страховые компании;
- банки;
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- кредитные потребительские кооперативы (КПК);
- микрофинансовые организации (МФО);
- ломбарды;
Реестр всех организаций, которые должны сотрудничать с финансовыми уполномоченными, опубликован на сайте Банка России.
http://www.cbr.ru/registries/123-fz/
На сайте финансового омбудсмена также можно посмотреть перечень компаний, которые решают споры с клиентами через него.
https://finombudsman.ru/v-pomoshh-potrebitelyu/finansovyye-organizatsii/
Порядок действий через омбудсмена при спорной ситуации
В первую очередь нужно попробовать самостоятельно решить проблему с финансовой организацией. Для этого найдите на ее сайте электронный или почтовый адрес для обращений и направьте на этот адрес претензию.
Бланк претензии можно скачать по ссылке
Компания должна ответить:
- в течение 15 рабочих дней, если вы подали претензию в электронном виде (через сайт компании или по электронной почте) в стандартной форме, а с момента возникновения проблемы прошло не больше 180 дней;
- в течение 30 календарных дней, если вы отправили претензию обычным письмом, в свободной форме и проблеме больше 180 дней.
Если Вы не получили ответ в отведенный срок или ответ Вас не устраивает, то можно обращаться обращаться к финансовому омбудсмену.
Быстрый способ — отправить обращение через личный кабинет на сайте финансового уполномоченного https://finombudsman.ru/. Но для этого вы должны быть зарегистрированы на портале «Госуслуги».
Второй вариант — послать заявление обычным письмом по почте. Адрес финомбудсмена указан на его сайте https://finombudsman.ru/.
Если вы отправляете письмо почтой, то в свободной форме стоит изложить свою позицию по спорной ситуации, а также приложить копию своей претензии, ответ финансовой организации (если ответа нет, то указать это в заявлении), а также копии документов (договора, квитанции), относящиеся к спору.
Бесплатная консультация
Если при оформлении заявления у Вас возникнут вопросы, то можно проконсультироваться у экспертов Службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного по телефону 8 (800) 200-00-10 (звонок по России бесплатный).
Финансовый омбудсмен в течение 3 дней даст ответ по Вашему обращению: принято ли заявление к рассмотрению или описанная спорная ситуация не относится к его полномочиям.
Если заявление принято, то через личный кабинет на сайте уполномоченного можно отслеживать ход дела.
Уполномоченный вынесет решение:
- в течение 15 рабочих дней, если не требуется техническая экспертиза (например, осмотр автомобиля после ДТП);
- в течение 25 рабочих дней, если нужна техническая экспертиза;
- в течение 30 рабочих дней, если заявление подает посредник. Этот срок также может быть увеличен на 10 рабочих дней, если потребуется экспертиза.
Техническая экспертиза проводится специальными организациями, которые отберет омбудсмен. Сотрудники этих организаций могут приехать в любой город страны для проведения осмотра.
Чаще всего спор рассматривает удаленно без Вашего личного присутствия, но в сложных случая может быть назначена встреча (за 5 рабочих дней), в том числе и с участием представителей финансовой организации для выяснения подробностей.
Стоит знать, что если Вы или представитель финансовой организации не сможет приехать на встречу, омбудсмен все равно изучит Ваше обращение и примет решение.
Уполномоченный может полностью или частично удовлетворить ваши требования по заявлению, либо отказать вам, если посчитает, что финансовая организация действовала правильно.
На следующий день после вынесения решения уполномоченный отправит решение Вам и в финансовую организацию. Если Вы подали заявление через личный кабинет, то ответ Вы найдете именно там. При подаче заявления письмом ответ также будет отправлен обычным письмом на Ваш почтовый адрес.
Решение вступает в силу в течение 10 календарных дней после подписания.
Что делать, если решение омбудсмена Вас не устроило?
В таком случае уже стоит обращаться в суд на финансовую организацию. К заявлению в суд нужно будет приложить решение финансового уполномоченного. Иск в суд должен быть подан в течение 30 календарных дней после вступления в силу решения омбудсмена.
Стоит учесть, что финансовая организация также может подать в суд и обжаловать решение омбудсмена в течение 10 рабочих дней.
Записаться на консультацию