Жалоба на школу, детский сад или университет
Образование – сфера повседневной жизни людей, которая касается каждого на протяжении десятков лет. Неизбежно возникают конфликты между гражданами и образовательными организациями. Выходить из подобных ситуаций лучше законным путем, опираясь на знание прав, напоминая работникам сферы образования об обязанностях.
Жаловаться или нет
Если права нарушены, то жаловаться. Пока гражданин не сообщил в соответствующие инстанции о нарушении прав и норм закона, государственная правовая машина не начнет работать.
Что такое жалоба:
- просьба гражданина о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов;
- возможность устранить нарушения и негативные последствия;
- правовое средство добиться справедливого решения;
- способ остановить конфликт, разрешить проблему.
Куда и кому жаловаться
Начинать надо с руководителя образовательной организации, если обжалуются действия его подчиненных. Если он не смог решить проблему или у него недостаточно полномочий, следует обратиться в органы управления образованием города (района).
При отрицательном результате обращение отправляется в министерство/департамент образования области, республики, края. Для полноты представлений следует отметить, что органы управления образованием города (района) не подчиняются напрямую министерству/департаменту образования области, они часть городской (районной) администрации.
Иногда имеет смысл одновременно сообщить о неправомерных действиях главе администрации, чтобы привлечь повышенное внимание к решаемой проблеме. Жалоба не направляется тому, чьи действия вызвали недовольство. Адресат должен обладать властными полномочиями по отношению к тем, чьи действия обжалуются.
Как направить жалобу
Жалоба может быть устная и письменная.
Устная жалоба
Устно суть претензий излагается в ходе личного приема у директора школы, начальника отдела образования, заместителя министра. Установлены часы личных приемов руководителей образовательных организаций и отделов образования, руководителей департамента образования и заместителей, министра образования и заместителей. Каждый из них отвечает за разные направления деятельности Минобразования.
К кому из заместителей пойти на прием, определяется тем, чьи действия обжалуются. Неправомерные решения директора общеобразовательной школы целесообразно обсуждать с заместителем, который курирует общее образование. Бездействие директора колледжа – с заместителем, который отвечает за среднее профессиональное образование. Полномочия заместителей перечислены на официальном сайте.
На федеральном уровне за образование отвечают два ведомства:
- Министерство науки и высшего образования России.
- Министерство просвещения России (в его ведении дошкольное и общее, дополнительное образование детей, а также среднее и дополнительное профессиональное образование).
На личный прием записываются предварительно, позвонив в приемную. График личных приемов и контактные данные указаны на официальных сайтах организаций и ведомств. Наличие на руках письменного обращения и приложенных доказательств улучшит понимание чиновниками предмета и характера жалобы. Полезно взять копии документов и передать их по окончании личного приема.
Письменная жалоба
Письменная жалоба имеет преимущества с точки зрения перспективы рассмотрения. Она оформляется как заявление. В правом верхнем углу листа бумаги указывается правильное наименование образовательной организации или отдела образования, министерства (департамента) образования, куда направляется жалоба. Можно указать имя руководителя, кому адресовано заявление (рекомендуется имя уточнить). Ниже пишется полное имя заявителя и его почтовый адрес. И имя, и адрес должны быть реальными. В этом случае ответ на жалобу придет на указанный адрес.
Текст набирается на компьютере или пишется от руки четким почерком без сокращений, ошибок. Трудно понять смысл написанного, если пропущены запятые.
Если у вас возникли сложности, наши юристы помогут грамотно написать жалобу.
Заявление можно занести лично. Оно должно попасть в канцелярию министерства или к секретарю руководителя. Необходимо подготовить один экземпляр с прилагаемыми документами. Он остается по месту подачи жалобы. Документу присваивают входящий номер, ставится соответствующая отметка о регистрации. На втором экземпляре, который остается у заявителя, ставится такая же отметка. Благодаря этому номеру можно узнать, кто из специалистов разбирается с жалобой, отслеживать ход разбирательства, принятые решения.
Надежный способ – отправить жалобу по почте заказным письмом с уведомлением. Данные адресата также указаны на сайте. Обязательно надо указывать обратный адрес, на который пришлют ответ. Вернувшееся уведомление желательно сохранить, оно позволит подтвердить, куда и когда направлена жалоба, когда зарегистрирована получателем.
Современный и удобный вариант – воспользоваться сервисом для обращения граждан на сайте организации или ведомства. Необходимо корректно заполнить электронную форму:
- указать местоположение гражданина;
- написать номер школы, детского сада, название центра творчества детей или другой образовательной организации;
- заполнить поля, где указывается фамилия, имя, отчество заявителя, телефон.
В некоторых формах тематику запроса и тип обращения выбирают из списка: жалоба, вопрос или предложение. Главное – толково описать обжалуемое действие в предназначенном для этого поле.
Что написать в жалобе
При использовании такого правового средства, как жалоба, суть претензии требуется изложить четко и последовательно, опираясь на факты и документы, принятые правила и законы. Поводом для жалобы служат действия должностных лиц или бездействие. Текст обращения раскрывает:
- кто, когда, где, что сделал, какие были последствия, какие нормы и правила нарушены;
- какие меры не предприняты, которые необходимо было предпринять.
В заключительной части заявитель выдвигает требования устранить нарушения и негативные последствия.
Если у вас остались вопросы, вы можете задать их нашему юристу на бесплатой консультации.