Как взыскать моральный вред с коллекторов, если они звонят и угрожают?
Коллекторы – это сотрудники компаний, которые специализируются на взыскании с населения долгов по кредитным обязанностям. Их действия ограничены специальными законами, призванные для защиты нематериальные права и интересы людей, которые не могут в силу обстоятельств выплатить деньги банку.
Начиная с 90-х годов 20-го столетия коллекторы воспринимаются как криминальные структуры. Для достижения поставленных перед ними целей, они применяют такие методы, как запугивания, угроза жизни и здоровью должника, его семьи, применение физического насилия.
В современной практике возврата проблемных кредитов некоторые элементы сохранились. В частности, коллекторские службы не гнушаются применением угроз, порчей имущества (например, роспись стен в подъездах), оскорбления, постоянные звонки на мобильный, домашний и рабочий телефоны в попытке унизить достоинство человека. Применяя подобные методы, коллекторы наносят моральный ущерб человеку, который можно взыскать, обратившись в суд.
На чем основывается право коллекторов требовать долг?
Право коллекторов производить действия по взысканию должны быть основаны на договоре цессии (уступка права требования). В рамках договора, новый кредитор выкупает долг у банка, тем самым получает право требовать деньги с должника. Некоторые банки не переуступают долг, а коллекторы работают на основе агентского договора. Право требования остается у банка. В некоторых случая договор цессии можно оспорить.
При взыскании морального вреда в случае агентского договора банк привлекается соответчиком.
Совет 1: узнать, какие конкретные действия разрешены коллекторам.
Прежде, чем говорить о незаконности действий сотрудников коллекторских агентств, стоит понять, что они имеют право делать.
Осуществлять звонки в период с 8 утра и 22 вечера в будние дни и с 9 утра до 20 вечера в выходные дни. По закону, звонки родственникам, коллегам и друзьям должны осуществляться не чаще чем 1 раз в сутки, не более 2-х звонков в неделю. Количество звонков самому должнику не ограничено. Рекомендуется каждый звонок записывать и сохранять.
При осуществлении звонка коллектор обязан представится. Назвать агентство, которое он представляет. Сообщить название банка и номер договора, по которому произошла просрочка. Звонок должен быть осуществлен с открытого номера, зарегистрированного на территории Российской Федерации.
Если происходит личная встреча, то не чаще чем 1 раз в неделю. Большее количество можно расценивать, как нанесение морального вреда в следствие оказания давления.
В процессе разговора, коллектор обязан уважительно общаться с должником. Звонки коллегам, родственникам и друзьям могут осуществляться только при наличии разрешения со стороны должника.
В СМС-сообщениях также не должно быть высказано неуважение в адрес должника. То же самое и относительно писем. Причем угроза привлечения к уголовной ответственности по статье 159 УК РФ (Мошенничество), также считается угрозой.
Совет 2: осуществлять аудио и видео фиксацию общения с коллекторами
Каждый процесс общения необходимо фиксировать. Если мобильный телефон должника имеет операционную систему Android, IOS, Windows Phone, то есть специальные приложения, которые позволяют осуществлять записи всех производимых звонков.
На случай попытки пообщаться с должником при личной встрече без согласования, желательно сразу включить диктофон, который зафиксирует всю происходящую беседу.
Причинение ущерба личному имуществу, включая роспись стен, порчу входной двери в квартиру фиксировать на фотоаппарат или видеокамеру.
Полученные в ходе такой фиксации доказательства прикладываются к заявлению в районный отдел полиции, районную прокуратуру, в районный отдел Федеральной службы судебных приставов, которые осуществляют надзор за действиями коллекторов. Существует также ассоциации коллекторских агентств. По результатам проведенных проверок будут приняты меры по ограждению должника от назойливых коллекторов.
Кроме того, эти данные стоит положить в основу искового заявления в суд о взыскании морального вреда.
Совет 3: составить исковое заявление
Иск должен быть подготовлен со ссылками на законодательные нормы. В частности, при подготовке текста стоит обратить внимание на положения закона о потребительском кредитовании, Гражданского кодекса, ФЗ №230 в котором фигурируют все ограничения деятельности представителей кредиторов.
Приведенные выше источники основные. Желательно привлечь к составлению иска и подготовке пакета документов профессионального юриста по кредитным спорам. Не рекомендуется использовать готовые шаблоны из интернета. Можно просмотреть судебную практику по схожим искам и тем самым узнать, на какие нормы будет ссылаться суд в данном споре.
При возникновении сложностей со сбором доказательств можно обратиться с ходатайством о помощи суда в этом вопросе.
Ведение дела в самом суде лучше осуществлять через представителя. При положительном решении затраты будут компенсированы за счет проигравшей стороны.
Если ваш долг перед кредиторами больше полумиллиона, то возможно вам подойдет процедура банкротства.
{module Поделиться}
Записаться на консультацию