Кто такой финансовый омбудсмен. Какая его роль?
Финансовый омбудсмен – это не отдельный человек, а действующий независимый орган, задача которого состоит в примирении финансовых компаний с их клиентами до суда. Принимаемые решения обязательны для всех сторон спора.
Заявителем разбирательства становится физическое лицо, но только, если возможность разрешения спора с помощью финансового омбудсмена предусматривается письменными заявлениями.
У банков гораздо больше возможностей и ресурсов для решения конфликта в свою пользу, чем у среднестатистического гражданина. Именно этим фактом обусловлена необходимость появления подобной инстанции.
С какими вопросами можно обратиться
Платить за услуги омбудсмена не придется, они предоставляются бесплатно на общественных началах. В обязанности общественного примирителя входит разъяснение сторонам их прав и обязанностей. Также предлагаются варианты и рекомендации дальнейших действий для урегулирования спора. Конфликт решается во внесудебном порядке, что существенно упрощает процесс рассмотрения дела.
Омбудсмен рассматривает следующие вопросы:
- начисление дополнительных процентов по кредитным соглашениям, не оговоренное ранее;
- жалобы на коллекторов;
- требования досрочного погашения кредитов;
- реструктуризацию долга;
- рефинансирование;
- хищение средств с банковской карты.
Клиентами внесудебного примирителя преимущественно становятся заемщики. Рассматриваются исключительно письменные заявления. На официальном сайте АРБ размещены форма составления жалобы и рекомендации по ее заполнению. Прошение можно подать и в региональном офисе омбудсмена.
Вместе с заполненной жалобой подаются:
• копии документов для подтверждения требований заявителя (кредитный договор, страховка, оплаченные квитанции, переписка с сотрудниками банка по данной проблеме).
Все документы прилагаются в двух экземплярах.
Особенности обращения
Услуги финансового примирителя требуются в том случае, когда банк не идет на уступки клиенту и отказывается обсуждать любые возможности решения спора. Если заявитель при этом не готов обращаться в суд, то он может бесплатно проконсультироваться с омбудсменом и получить детальные рекомендации по своему вопросу.
Жалоба не будет рассматриваться, если заемщик не предпринял попыток решить спор с банком самостоятельно. Предварительно необходимо подать заявление в банк, по закону в течение 30 календарных дней должен прийти официальный ответ, который обязательно прилагается к жалобе, если он не удовлетворит клиента. Омбудсмен не рассматривает дела, по которым уже поданы ходатайства в суд. Во время внесудебного разбирательства с заявителя берется обязательство их не подавать. Также не принимаются жалобы, если размер претензии превышает 500 тысяч рублей.
Утверждение решения
Примиритель по итогам рассмотрения спора утверждает мировое соглашение и выносит постановление либо о прекращении дела, либо разрешающее его по существу. Принятое решение по согласию сторон может утверждаться в суде. Если результаты разбирательства не устраивают клиента, то он вправе обратиться с аналогичной жалобой в Центробанк. Но чаще всего постановления регулирующей организации и примирителя совпадают.
Есть еще вариант обращения в СРО. Но практически во всех случаях примирительное соглашение омбудсмена устраивает обе стороны. В том случае, когда проблему не удается решить ни одним из способов, а незаконные действия МФО имеют место и подтверждаются документами, то последним органом для помощи остается прокуратура или суд.
{module Поделиться}
Записаться на консультацию