Упрощенная процедура банкротства физического лица
Сумма долгов граждан России перед кредитными организациями исчисляется миллиардами рублей. Для средне доходной прослойки населения иметь долг перед банком или микрофинансовой организацией – это хомут на долгие годы. Введённая в 2015 году процедура банкротства физлиц должна была улучшить эту ситуацию. Но банкротство оказалось не по карману большинству людей. Упрощенная процедура банкротства физического лица – это рассматриваемое нововведение в Российском правовом поле.
- Упрощенная процедура банкротства физического лица
- Основные сложности применения основной процедуры признания банкротом
- Условия применения нововведения
- Особенности проведения самой процедуры в упрощенном порядке
- Процесс рассмотрения законопроекта
- Опасения, относительно действительной работоспособности законопроекта
- Когда будут приняты поправки в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)
Основные сложности применения основной процедуры признания банкротом
Механизм реализации закона должен был быть проверен и тщательно продуман. Однако, по истечению четырех лет действия закона, этой процедурой воспользовались менее 15 тысяч человек. В то время, как должников около миллиона. Причин низкой эффективности несколько:
- Дороговизна процедуры. Минимальный уровень расходов составит около 100 тысяч рублей. Такие денежные средства для рядового гражданина – очень значимая сумма.
- Длительность. При рассмотрении заявления в отношении должника принимается решение о назначении процедуры реализации имущества или реструктуризации задолженности. Реструктуризация занимает три года.
- Сроки реализации имущества невозможно предсказать.
- Сложности в работе финансовых управляющих. Арбитражный управляющий, который занимается вопросами банкротства физического лица, имеет возможность получить только оплату за всю процедуру в размере 25 тысяч рублей. Для улучшения собственного финансового интереса, он либо набирает большое количество дел, что сказывается на качестве его работы, либо старается максимально получить денежные средства с должника.
Специалисты говорят и о других причинах отсутствия популярности процедуры банкротства физического лица, но приведенные выше – основные. Оправданная критика привела к появлению инициативы упрощенной процедуры. Проект подготовлен Министерством финансов Российской Федерации. Сейчас находится на рассмотрении в Государственной думе.
Условия применения нововведения
Для того, чтобы воспользоваться упрощенной процедурой банкротства гражданин должен соответствовать следующим требованиям:
- Максимальная сумма задолженности должна составлять от 50 тысяч рублей до 500 тысяч рублей;
- Максимальное количество кредиторов – 10;
- Сумма дохода в месяц не должна превышать показатель в 50 тысяч рублей;
- Отсутствие непогашенной судимости за преступления в сфере экономики;
- Отсутствие значимых сделок на сумму более 2 миллионов рублей (купля-продажа недвижимости или транспортных средств, стоимость которых превышает 2 миллиона).
На стоимость банкротства существенно влияет то, что при упрощенной схеме нет участия финансового управляющего. Такая процедура станет существенно дешевле и быстрее, а значит большая часть людей сможет ее пройти.
Калькуляция процедуры банкротства физических лиц по общей схеме
- Государственная пошлина – 300 рублей;
- Вознаграждение финансовому управляющему – 25 тысяч рублей;
- Объявление в газете «Коммерсант» - 10 тысяч рублей;
- Дополнительные расходы – 5-10 тысяч рублей на заверение документов, запросы и так далее.
В зависимости от наличия/отсутствия посредников, договорённостей с арбитражным управляющим, иных затрат, сумма за процедуру достигает 150-200 тысяч рублей. Сроки проведения при процедуре реструктуризации – 3 года. Процедура реализации имущества может длится полгода-год.
Калькуляция процедуры банкротства физических лиц по упрощенной схеме
- Государственная пошлина – 300 рублей
- Объявление в газете Коммерсант – 10 тысяч рублей
- Дополнительные расходы – 5-10 тысяч рублей.
Посредник в лице финансового управляющего не требуется. Это значительно снижает итоговую стоимость процесса признания гражданина несостоятельным (банкротом). Исчезает потребность в посредниках. Для начала процесса достаточно оплатить государственную пошлину.
Финансовый управляющий полностью контролирует деятельность и финансовую активность должника физ лица. Может осуществлять давление на гражданина с целью повышения окупаемости собственных трудозатрат.
Такие прецеденты уже не раз встречались в практике.
Исчезает необходимость созывать собрание кредиторов. Скорость рассмотрения процедуры значительно увеличивается (с нескольких лет до 4 месяцев).
Особенности проведения самой процедуры в упрощенном порядке
Заявление на признание должника банкротом подает гражданин самостоятельно. В процессе судебного рассмотрения, кредитор или несколько кредиторов может заявить свое несогласие с тем, что процедура происходит по упрощенной схеме. В этом случае, суд начинает процедуру по общей схеме. То есть, назначается финансовый управляющий. Вводится процесс реализации имущества или реструктуризации задолженности. Возможности самостоятельно выбрать управляющего у должника в этом случае не будет.
В упрощенном банкротстве процедуры реструктуризации не предусмотрено. Только реализация имущества. Должник занимается этим вопросом самостоятельно. Это может занять много времени. Нервных и финансовых затрат.
После этого, если полученных от реализации денежных средств не хватает для покрытия всего перечня кредитов, остатки долгов будут признаны невозвратными и закроются на основании решения Арбитражного суда.
Процесс рассмотрения законопроекта
Изменение в законе о несостоятельности (банкротстве), рассматривают уже несколько лет. Первоначально, планировалось ввести ее с начала 2018 года. Однако, до сих пор закон не прошел рассмотрение в Государственной Думе. Создавалось два проекта. Один от Министерства экономического развития. Другой от Союза саморегулируемых организаций Арбитражных управляющих. В результате сращивания двух проектов получился текст законопроекта о внесении изменений в Федеральный Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ.
На 2019 год упрощенная система признания банкротом действует только в отношении юридических лиц.
Опасения, относительно действительной работоспособности законопроекта
Упрощенное банкротство физических лиц не имеет практического применения до сих пор. Нет возможности проверить механизм применения законопроекта.
На протяжении последних нескольких лет, Правительство Российской Федерации стремится упростить процесс банкротства. Так, заявление стало возможным направить через многофункциональные центры. Но, на этапе эксперимента, подобное упрощение доступно только в нескольких регионах Российской Федерации.
Сотрудники МФЦ должны помочь должнику правильно составить заявление в Арбитражный суд региона, помочь в подготовке полного пакета документов, направить пакет в судебный орган.
Для обращения в МФЦ на руках у должника должны быть документы, подтверждающие:
- Размер задолженности и основания ее возникновения;
- Перечень кредиторов, чьи требования не могут быть выполнены в силу тяжелого материального положения должника.
- Опись имущества;
- Справку о наличии счетов в кредитных организациях;
- Перечень сделок на сумму более 300 тысяч рублей, осуществлённых за период последних трех лет.
- Гражданин должен дать свое согласие на обработку персональных данных.
Эксперты сходятся на том, что если практика подачи заявлений через МФЦ будет распространена на все регионы страны, то появится значительное число отказов в связи с допущенными ошибками сотрудников МФЦ.
Сейчас, при составлении пакета документов используют знания и опыт профессиональные юристы с применением индивидуального подхода к проблеме конкретного должника.
Сотрудники многофункциональных центров будут работ по стандартизированным формам подготовки. Не будут учитываться многие факторы, которые имеют отношения к рассматриваемому Арбитражным судом делу.
Когда будут приняты поправки в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)
Упрощенная процедура признания банкротства физического лица в 2019 году уже введена не будет. Точные сроки принятия изменений назвать не может ни один специалист. Законопроект достаточно сырой. Он должен пройти испытание правоприменительной практикой на протяжении года-двух. Только тогда можно будет с уверенностью говорить о том, что еще нужно изменить для улучшения ситуации с задолженностью населения и улучшения качества жизни.
Эта инициатива в перспективе должна облегчить финансовую нагрузку для тех должников, которые не имеют лишних денег. У них средние доходы от 15 до 30 тысяч рублей. И они хотят начать жизнь с чистого листа.
Первоначально, процедура банкротства физических лиц была не продумана до основания. За первый год заявления смогли подать только 15 тысяч человек. Только 1 тысяча была рассмотрена и удовлетворена.
Подобная статистика удручает. Государство строит свою политику стараясь удовлетворить желаниям кредитных организаций, которые финансово более интересны с точки зрения налоговых отчислений.
Упростив процедуру, точка внимания будет направлена на простого человека. Именно поэтому закон принимается с такими задержками и постоянно дорабатывается.
Если у человека нет возможности пройти процедуру в обычном порядке, то он вынужден будет ждать принятия нового проекта закона. Но раньше 2021 года он принят не будет.
Возможно вам будет интересно:
- Банкротство физических лиц: финансовый управляющий и его роль
- Как подготовиться к банкротству физического лица
- Часто задаваемые вопросы при банкротстве физических лиц и ответы на них
{module Поделиться}
Записаться на консультацию к юристу по банкротству физических лиц